Устное творчество коми народа
Устное творчество коми народа - это «народная мудрость», творчество народа.
Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам. Вот почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» – и называются устное, создавал эти произведения народ - поэтому народное, творил, придумывал - поэтому творчество.
Целыми веками жили эти произведения в народной памяти.
Поэтому на урок коми языка в роли помощников-экспертов были приглашены именно бабушки учащихся, ценители и хранительницы народной мудрости.
В фольклоре коми представлены самые различные жанры: сказки и легенды, эпические сказания, песни, частушки, загадки, пословицы и поговорки...
Устное творчество коми народа - это «народная мудрость», творчество народа.
Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам. Вот почему произведения, которые передавались устно «из уст в уста» – и называются устное, создавал эти произведения народ - поэтому народное, творил, придумывал - поэтому творчество.
Целыми веками жили эти произведения в народной памяти.
Поэтому на урок коми языка в роли помощников-экспертов были приглашены именно бабушки учащихся, ценители и хранительницы народной мудрости.
В фольклоре коми представлены самые различные жанры: сказки и легенды, эпические сказания, песни, частушки, загадки, пословицы и поговорки...
Так, Любовь Петровна Попова, ветеран педагогического труда, учитель коми языка и литературы по профессии, рассказала детям о пословицах (Шусьӧгъяс), поговорках и скороговорках (кывпесанъяс йылысь).
Ольга Егоровна Вокуева, много лет проработающая младшим воспитателем детского сада, рассказала детям о разнообразии песенного творчества коми.
Она исполнила песни бытовые и колыбельные (сьыланкывъяс).
А Надежда Александровна Канева спела весёлые частушки о быте коми народа, а также о Новикбоже, нашей малой Родине.
Людмила Николаевна Чупрова поделилась с детьми мудрыми советами: она рассказала о народных коми приметах и привела примеры, связанные с жизнью в наших северных краях.
Вера Фёдоровна Вокуева, Наталья Ивановна Артеева и Александра Васильевна Филиппова загадали учащимся загадки (нӧдкывъяс), излюбленный жанр детей. Разгадывая загадки, дети закрепили названия овощных культур на коми языке (градвыв пуктасъяс).
Наиболее распространенным и самым любимым жанром являются сказки, мифы и предания (мойдъяс, коми легендаяс да преданиеяс). В этом жанре экспертами выступили сами дети. Они презентовали своим бабушкам и мамам мультфильм о Кӧрт-Айке (дословно— «железном» свёкре), связанным с селом Корткерос, что в переводе означает Железная гора.
Урок завершился общим исполнением и музыкальным сопровождением при помощи коми музыкальных инструментов потешки "Катша-катша, китш-котш", но не закончилось наше путешествие по стране устного творчества коми народа. Мы прикоснулись лишь к малой частичке этого волшебного искусства. На последующих уроках мы продолжим знакомство с творчеством коми народа.
Большая благодарность экспертам и гостям урока!